Главная » 2014 » Январь » 24 » Управление развитием туризма: опыт Южной Африки
|
|
|
Управление развитием туризма: опыт Южной Африки
Управление развитием туризма: опыт Южной Африки
Опыт управления развитием туризма Южной Африки ставит основной акцент на партнёрстве государства и главных туристических организаций страны.
Актуальность изучения действенных структур управления развитием туризма национального уровня, учитывая насущную необходимость формирования современной туристической политики Украины, не вызывает сомнения. Опыт Южной Африки доказывает, что за довольно короткий промежуток времени можно сформировать эффективную структуру управления с учетом роста экономической активности туристической сферы. Четкое распределение обязанностей между основными заинтересованными сторонами туристического процесса в этой стране гарантирует контроль и формирование прозрачной вертикали управления, что было бы крайне полезно для туристической политики Украины.
Опыт Южной Африки в управлении развитием туризма исходит из того, что туристическая индустрия страны в середине 1980-х развивалась исключительно для внутренних нужд белого населения, что и сделало ее весьма высокоразвитой и, вместе с тем, дорогой. За последние два-три года цены на услуги превысили европейский уровень. Данная тенденция сохраняется и сегодня, поэтому основная масса туристов, которые приезжают в страну из Европы, Америки, Азии, - люди достаточно состоятельные.
Стеркфонтейн, Сварткранс, Кромдрай и окрестности – места находок ископаемых гоминид
Снятие ограничений на въезд в страну и снижение курса ранда (местной валюты) способствовали туристическому буму в 1990-е. В 1997 ПА посетили более 1,2 млн человек, из которых примерно половину составили японцы. В 1998 г. страну посетили более 1,4 млн туристов, причем большинство (свыше 1 млн. чел.) составляли туристы из Великобритании, Германии, Нидерландов, США. В 2001 страну посетили 5,9 млн иностранных туристов (в основном из Лесото, Свазиленда, Ботсваны, Мозамбика, Великобритании, Германии и США). В 2005 здесь побывали 6,7 млн. иностранных туристов. Вместе с тем, стоит отметить, что в стране развит внутренний туризм, который, например, в 2005 составил 8 млн. турпоездок.
Управление развитием туризма в стране настолько успешно, что сегодня Южная Африка занимает ведущие позиции среди других государств Африканского континента по многим показателям. По индексу туристической конкурентоспособности - 66 место в мире и является второй среди стран Африки после Маврикия. Страна вовлечена в деятельности ведущих международных институтов глобального и регионального уровней: ООН (с 1945), Содружество Наций. В 1994 году Южная Африка вступила в Организацию африканского единства и Сообщество развития Юга Африки. Страна играет все более активную роль в миротворческих миссиях ООН и АС на африканском континенте.
Главным туристическим центром страны является город Дурбан. Развивается деловой туризм. Страна имеет четыре международных конференц-центра, крупнейшим из которых является «Центурион» (Претория). Опыт Южной Африки демонстрирует примеры эффективного развития таких важнейших достопримечательностей страны, как памятники всемирного наследия человечества ЮНЕСКО - «Колыбель человечества», ботанический заказник Столовая гора, древний кратер от падения метеорита в Вредефорте, реконструированные села народов зулу, коса, заповедники и национальные парки (Квазулу-Наталь, Калахари и др.), Каньон Блад Ривер (3-й по величине в мире, провинция Мпумаланга), многочисленные музеи и художественные галереи.
Управление развитием туризма в стране учитывает, что на территории 1 221 тыс. кв. км, постоянно проживает около 50 млн. человек. Однако, экономически активное население составляет всего 18 млн. человек, из которых 23% - безработные. Занятость в сельском хозяйстве составляет 9%, в промышленности - 26%, в сфере услуг 65%. Из 65% занятых в сфере услуг, только 6,4% населения непосредственно задействованы в туризме, с учетом смежных отраслей и предоставлением дополнительных услуг гостям страны занятость возрастает до 8,5%.
Управление развитием туризма в значительной степени определяется особым опытом Южной Африки в привлечении инвестиций в страну, для которых правительство обеспечивает:
- Денежную помощь для компенсации инфляции;
- Налоговые льготы;
- Отсутствие государственного контроля за ценами на произведенную продукцию;
- Отсутствие требований к минимальному размеру капитала предприятий (за исключением банковского и страхового бизнеса);
- Отсутствие ограничений на вывоз прибыли и дивидендов (при наличии разрешения органов валютного контроля).
Основными отраслями иностранного инвестирования в Южной Африке являются горнодобывающая промышленность, металлургия, электроника, автомобилестроение, текстильная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, туризм.
Следует учитывать и то, что Южная Африка (вместе с Нигерией) являются главными внешнеполитическими партнерами Великобритании на африканском континенте. Поддерживаются отношения с США, Китаем. В октябре 2005 в Пекине состоялись двусторонние консультации с Кубой и Ливией.
Важную роль в управлении развитием туризма в стране играет, прежде всего, эффективное использование культурно-исторического наследия, опыт которого мог бы пригодиться в разработке туристической политики Украины.
Концентрация туристических достопримечательностей в городах - удобна для составления туристических маршрутов. В стране представлены восемь памятников всемирного наследия человечества ЮНЕСКО, развита инфраструктура (но это касается только туристических центров). Также большое значение имеют благоприятный климат и природные ресурсы, обеспечивающие различные виды отдыха. Опыт Южной Африки предлагает рационально использовать туристическое зонирование страны: Атлантика, Кейптаун, Гаден Роуд, Дурбан, Йоханнесбург и национальный парк Крюгера (восточные и юго-западные регионы). Наименее посещаемыми являются территории северных провинций (часть Лимпопо, северный Кейп, частично северо-западный Кейп).
Туристическая политика Южной Африки осуществляется благодаря трем мощным игрокам туристического рынка:
Национальной Туристической Администрации (NDT SA),
Национальной Туристической Организации (SAT SA) и
Бизнес совету по туризму Южной Африки (TBCSA).
Функции Национальной Туристической Администрации в управлении развитием туризма страны направлены, прежде всего, на рост туризма и экономики. С этой целью осуществляются мероприятия, цель которых:
-
развитие туризма для увеличения доли в экономике;
-
обеспечения совершенного развития людей и достойного труда в секторе туризма;
-
увеличение вклада туризма в экономику туристической индустрии;
-
улучшение региональной экономики туризма.
Одной из важнейших составляющих эффективного управления развития туризмом Национальная Туристическая Администрация считает опыт посетителей и бренд. В контексте задач этого направления ключевую роль играет повышение качества сферы услуг до мировых стандартов; укрепление позиций культурного туризма среди жителей Южной Африки; развитие Южной Африки как всемирно признанного туристического бренда.
Опыт Южной Африки презентует активную деятельность Национальной Туристической Администрации в сфере устойчивого развития и эффективного управления.
С этой целью осуществляется:
-
реформирование и совершенствования среды функционирования туризма;
-
решения вопроса о географических, сезонных и сельских туристические локациях (дестинациях);
-
содействие развитию "ответственного туризма»;
-
упорядочения туризма, как инструмента экономического развития на уровне провинций и местного самоуправления.
Функции Национальной Туристической Организации в управлении развитием туризма в Южной Африке определяются ее главной задачей: развить туристическую отрасль страны до уровня всемирно известного бренда туристического отдыха. Ее выполнение основывается на четком формулировании миссии, ориентированной на обеспечение стабильного, сбалансированного развития туризма на благо всех южноафриканцев.
Туристический деловой совет Южной Африки (Бизнес- совет по туризму ЮА является официальной головной организацией частного сектора по путешествиям и туризму в Южной Африке. Ее ключевыми ориентирами являются:
* успешное лоббирование, создание специального правительственного департамента по туризму;
* развитие Хартии туризма BEE в партнерстве с основными заинтересованными сторонами;
* укрепление отношений с влиятельными организациями - ООН, ЮНВТО, RETOSA, Всемирный совет путешествий и туризма (WTTC).
Опыт Южной Африки презентует в этом случае положительный эффект объединения усилий главных туристических объединений, ведущих предприятий, а также крупных корпораций, работающих за пределами сферы туризма, которые признают общую ценность туризма для экономики страны, реализуют обслуживание своих членов с целью формирования гордости, экономики и развития нации, сейчас и в будущем. В целом, механизм управления развитием туризма в Южной Африке имеет четкую структуру и координирует деятельность ряда организаций. Все структурные составляющие системы управления развитием туризма Южной Африки имеют отдельные программы, но каждая дополняет другую, таким образом создается национальная программа развития туризма (NTSS-National Tourism Sector Strategy), формируется туристическая политика страны. Структурно национальная программа развития туризма определяет:
Видение - войти в топ 20-ку туристических направлений в мире до 2020 года; и Миссию - увеличение устойчивости экономики туризма в Южной Африке, с национальными, региональными и международными компонентами, на основе инноваций, высокого качества обслуживания и партнерства.
Положительным опытом Южной Африки является тот факт, что правительство страны ставит перед собой четкие цели и конкретные параметры, которые планируется достичь в 2015 по сравнению с 2009:
• увеличение количества иностранных туристов с 9,9 млн. до 13,5 млн;
• увеличение общего количества рабочих мест с 1,4 млн до 1,9 млн;
• увеличение рабочих мест в туристическом секторе с 575 тыс до 800 тыс;
• увеличить вклад туризма в ВВП страны с 3,2% (64,5 млрд.) до 3,5% (125 млрд.) в 2015 году.
Достижение этих целей обеспечивается разработкой пакета логически взаимосвязанных программ соответствующих таксономических уровней. Внедрение такой стратегии управления развитием туризма уже имеет свои результаты. В конце третьего квартала 2009/10 финансового года 1 154 малых предприятий была оказана помощь в обеспечении трансакционного связи. В 2008/09 было создано 433 постоянных рабочих мест на основе расширения общественного участия в программе проектов (EPWP), связанных с общей проблемой трудоустройства. В течение первых трех кварталов 2009/10 финансового года было предоставлено 55 040 аккредитованных учебных мест и 417 молодых людей присоединились к программе развития молодежи п участии Национальной службой молодежи (Нью-Йорк). Осуществление расширенной программы общественных работ обеспечило создание 8122 временных рабочих мест в течение первых трех кварталов 2009/10.
Некоторые инновации, примененные во время подготовки и проведения ЧМ 2010, из опыта Южной Африки, могли бы повысить готовность Украины к ЕВРО 2012:
• Оказание помощи мастерам из народного промысла (сувениры, живопись и т.д.).
• Поощрение молодежи в волонтерском движении.
• Разветвление туристско-информационной сети, что создаст как временные, так и постоянные рабочие места для студентов и молодых специалистов.
• Создание социальной программы языкового образования для общения с гостями страны.
• Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий под эгидой чемпионата для пропаганды здорового образа жизни.
• Запрет на время проведения чемпионата митингов, протестов, демонстраций, которые могут создать негативный образ страны.
• Усиление патрульно-охранной составляющей, во избежание споров между местным населением и гостями.
Программные документы, касающиеся управления развитием туризма Украины не имеют четко определенных сроков и конкретных параметров, которых должна достичь индустрия туризма по окончании срока программы. Без этого нельзя формировать прогноз успеха и контролировать эффективность программы. Успешность управления развитием туризма также требует неотложной разработки четкой классификации видов туризма. Положительные результаты имело бы введение программирования и формирования туристической политики от местного уровня до национального, а не наоборот.
Кроме того, Украине стоит взять на вооружение некоторые другие положения из опыта Южной Африки: разработать предложения для привлечения инвесторов ПОСЛЕ EURO -2012; разработать единый план "развития туризма в регионах" и редактировать его в зависимости от специфики территории; внести изменения в большинстве статей закона, в частности в отношении информационной составляющей.
При участии Александра Третьякова, магистр 2012
Мы хотим процветания нашей страны. Какой опыт следует учесть Украине? Комментируйте, а новые статьи получайте на свою почту
ФОКУС В
|
|
|
Просмотров: 159 |
Добавил: coleask
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|