Константин СОРОКИН | Фото автора, Андрея ЛЕОНТЬЕВА, Александра САДОВНИКОВА и компании Ирито
«В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы...» А еще в Африке встречаются экзотические транспортные средства: например, китайские автомобили с правым рулем. Не просто встречаются, а еще и ездят! На них я намотал по местным дорогам более двух с половиной тысяч километров, пересекая ЮАР от Индийского океана до Атлантики.
Нет-нет, путешествие на «китайцах» по дорогам с левосторонним движением организовал не клуб мазохистов. Познакомить журналистов с китайской автомобильной диаспорой Черного континента решил российский дистрибьютер компании Great Wall, который давно и с завистью смотрит за экватор: Южная Африка — это второй по объему сбыта внешний рынок китайских автомобилей (больше всего машин Great Wall продается в Австралии, а Россия — на третьем месте)!

Прилетев в город Дурбан, расположенный в ЮАР, на побережье Индийского океана, мы отправимся на запад, в сторону Ист-Лондона. Потом будет Порт-Элизабет, Кейптаун, питомники с крокодилами, сафари со слонами и львами и, наконец, мыс Доброй Надежды и волны Атлантики. Вот только Африки что-то не видно. Второй день за окнами южноевропейские курортные пейзажи с чистенькими улочками и образцовой придорожной инфраструктурой. На трассах — аккуратная разметка, уместные указатели и дорожные знаки, а через каждые десять километров попадаются бригады рабочих, которые красят отбойники, выкашивают траву и срезают ветки придорожных деревьев. Идиллия! И правил почти никто не нарушает. Пропустил попутную машину — в знак благодарности моргнут «аварийкой». Не пропустил — спокойно подождут и ни за что не станут моргать фарами. Полиция на пути нам встречалась не раз, но у меня сложилось впечатление, что «просто так» здесь никого не останавливают. Словом, спокойствие и умиротворение. А вот в нашем караване бурлили африканские страсти. К левостороннему движению и правому рулю я адаптировался на второй день, перестал цеплять обочину и ездить по дороге змейкой. Быстро смирился и с характером китайских бензиновых двигателей, которые «внизу» не могут, а «вверху» не хотят. Но каждый раз, переключая передачи... Рычаг коробки передач на автомобилях Great Wall Coolbear и Great Wall Florid (АР №24, 2009) и под правую-то руку «заточен» не лучшим образом (крайне плохая избирательность и длинные хода), а когда начинаешь орудовать левой, то шансы с первого раза попасть «в передачу» и вовсе тают на глазах. Правда, на кроссовере Great Wall Hover (АР №17, 2009) и пикапе Great Wall Wingle таких проблем нет, да и установленные на них дизельные моторы везут куда веселее бензиновых. Но практического интереса они для нас не представляют: Hover с турбодизелем объемом 2,5 литра (105 л.с. и 310 Нм) на наш рынок поставляться не будет, равно как и дизельный заднеприводный пикап Wingle. Выбор участников африканского пробега вообще разочаровал. Единственной новинкой оказался псевдокроссовер Great Wall Florid Cross, который появится у нас в 2011 году и будет продаваться по цене 364—388 тысяч рублей. Но и эта новинка — условная. Разницы в повадках между «кроссом» и «стандартом» я не почувствовал: тот же вялый и бесхарактерный мотор, та же несобранная подвеска и по-прежнему шумный салон. А заявленный прирост дорожного просвета вообще эфемерен из-за пластикового обвеса, превращающего эту машину в обыкновенный дорожный хэтчбек.
Африканцы, кстати, не жалуют бензиновую технику из Поднебесной. Подавляющее большинство китайских автомобилей на местном рынке — это дизельные пикапы, которые по своему прямому назначению (для перевозки грузов) используется только в крупных городах. А в провинциях пикапы — это... Маршрутки для бедноты, перевозящие одновременно по 10—15 пассажиров! Безопасность таких перевозок мало кого волнует, в отличие от распределения мест: здоровенная псина, пристегнутая ремнем безопасности, сидит рядом с водителем, а пассажиры стоят в кузове!
Поначалу китайские машины завозили сюда именно как транспорт для бедных, причем завозили полулегально: официальным поставкам противились сами китайцы. После ряда судебных исков та же компания Great Wall вообще перестала заявлять о себе как об экспортере автомобилей, ограничиваясь лишь «поставками технологий». Цивилизованный импорт открылся в 2007 году по инициативе и под финансовые гарантии местного бизнесмена Тони Пинфолда. За четыре года рисковый Тони продал в ЮАР 25 тысяч автомобилей Great Wall, а сегодня в его торговой сети уже шестьдесят дилерских центров, реализующих ежемесячно около шести тысяч новых и подержанных автомобилей. Для Южной Африки это немало, особенно с учетом насыщенности рынка продукцией местного автопрома. Сборочные заводы здесь имеют Volkswagen, General Motors, Toyota, Hyundai, Isuzu, Renault (в ЮАР собирают Logan, Sandero и Logan Pick Up), Nissan, даже BMW и Mercedes, причем некоторые из них поставляют автомобили и на экспорт — в Японию и Великобританию. В шоу-румах я видел много современной техники европейского и американского покроя, однако основу автопарка Южной Африки все же составляют машины постарше. И какие машины! Когда из серого потока транспорта выхватываешь взглядом вечно молодой Volkswagen Golf первого поколения (выпуск этих машин в ЮАР прекратили лишь год назад), то от обиды закусываешь губу. Ну почему выпуск машины наладили здесь, а не у нас?

Опасное лихачество? Нет, образ жизни. Пикапы в Южной Африке возят все и всех! Подавляющее большинство такой техники производится на местных заводах по японским лицензиям Это Great Wall Wingle — пикап, который российский потребитель никак не распробует. К нам поставляются полноприводные машины с бензиновыми и дизельными двигателями, которые стоят от 490 тысяч рублей
На третий день пути Южная Африка убаюкала меня окончательно. И вечером, глядя с балкона гостиничного номера на отдыхающие семейства, на успешных пенсионеров и неформальных балбесов всех мастей, я поймал себя на мысли, что лучшего места для встречи старости не сыскать — тихо, мирно и тепло. А утром вышел из гостиницы — и чуть было не уронил чемодан, потому что отель оказался окруженным полицейским спецназом! Государственный переворот? Захват заложников? Революция? Оказалось, что гостиницу оцепила свита местного градоначальника, приехавшего встретить кого-то из VIP-туристов. А мы жалуемся на простые мигалки...

На самом деле спокойствие в Южной Африке — это оптический обман. Такая же иллюзия, как безобидность спящего крокодила. Пружина взведена — и как только внешний раздражитель достигнет критической точки... То, как внезапно «ожившая» рептилия бросается на добычу, я видел в питомнике недалеко от Дурбана. А о методах расправы над белыми туристами узнал из сводки новостей. Во время нашего пребывания в Кейптауне было совершено нападение на молодую английскую пару, решившую прокатиться на такси по бедным кварталам. Девушка погибла. Напомню, что именно в предместьях внешне спокойного Кейптауна убили немца Уве Гембаллу — основателя известного тюнингового ателье.

Южная Африка могла бы стать неплохим рынком для продукции АвтоВАЗа и ГАЗа. Увы, не стала. Местные дистрибьютеры говорят, что российские автопроизводители не смогли обеспечить сервисной поддержки, задерживали поставки запчастей... Знакомо! Въезжая на территорию природного парка, ты внедряешься в звериный социум и становишься участником игры, сценарий которой заранее не известен. Может, никого и не увидишь. А бывает, что лоб в лоб столкнешься вот с таким созданием. Кстати, из всех африканских животных слон выглядит самым добродушным. Но что у него на уме, догадаться сложно!

Интерьер Кросса — точь-в-точь как у обычного Флорида. И ощущение качества здесь тоже очень быстро улетучивается Номинально Great Wall Florid Cross зачислен в стан кроссоверов, но несуразный пластиковый обвес здорово ухудшает его геометрическую проходимость
Те, кто живет за чертой бедности (по статистике, это почти половина населения), часто встают на криминальный путь заработка. Хорошо, если это относительно безобидные игры с демонстрацией складного ножа («Мистер, я не хочу криминала, просто дайте мне денег!»), и хуже, когда натыкаешься на явную агрессию. Отправившись в черные кварталы на поиски фактуры, мы с коллегой совершили глупость, даром что наш автомобиль наречен Великой Стеной. Фотосессия, слава богу, прошла без эксцессов, но косые взгляды городской бедноты сверлили наши спины не раз. Так что если хочется острых ощущений, то арендуйте в ЮАР автомобиль со специальным «уличным» бронированием по классу B4/B5. Хотя бы тот же Great... А что, это могло бы стать неплохим новым бизнесом для старины Тони!
А вот наш рынок все еще довольствуется бизнесом старым: российские продажи автомобилей Great Wall по-прежнему держатся на модели Hover (640—715 тысяч рублей), которая в этом году разошлась почти двухтысячным тиражом — это около 60% от докризисного уровня. Спрос на остальную технику мизерный. Спортивно-утилитарных автомобилей G5, пикапов Sailor и хэтчбеков Coolbear всего было продано в этом году 675 штук, а объемы реализации других моделей исчисляются десятками экземпляров.